РУС
Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Вопросы и ответы

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляется на основе опросов учащихся и их родителей.

На родительских собраниях, которые проходят в конце учебного года, администрация и (или) педагоги школы выступают с презентацией возможностей педагогического коллектива в удовлетворении различных потребностей обучающихся. До сведения родителей доводится информация о формах индивидуализации образования: курсы учебного плана, регулярные курсы внеурочной деятельности, в том числе проектной; внеурочные мероприятия; индивидуальный учет образовательных достижений учащихся. Для изучения потребностей участников образовательных отношений, школы могут разработать анкеты для родителей, педагогических работников.

Результаты анкетирования обобщаются в справке о результатах анкетирования, в которой анализируются предпочтения родителей в выборе курсов учебного плана, предпочтения и готовность педагогического коллектива к реализации различных курсов, в том числе авторских. Результаты обсуждаются на педагогическом совете школы, доводятся до сведения родителей на родительских собраниях.

Содержание формируемой части должно одинаково учитывать как предпочтения родителей, так и потребности и возможности педагогических работников. Исходя из потенциальных возможностей образовательной организации, школа предлагает родителям факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Перечень предметов формируется с учетом имеющегося кадрового ресурса, обеспеченности учебниками и учебными пособиями.

Родители до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка (а после получения основного общего образования – сами обучающиеся) выбирают из предлагаемого перечня предметы, курсы, дисциплины, удовлетворяющие их интересы и потребности (статьи 34, 44 Федерального закона).

Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательной организации могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, родных языков, башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан, учебных предметов регионального компонента, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях, по выбору участников образовательных отношений.

Индивидуальный учебный план - это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (п. 3 ч. 1 ст. 34 Закона N 273-ФЗ).

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану возможен, в частности, в следующих случаях (п. 3 ч. 1 ст. 34, ч. 9 ст. 58 Закона N 273-ФЗ; п. 24 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464; п. п. 37, 43 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301; п. 2.3 Порядка, утв. Приказом ДОгМ от 18.04.2014 N 281; Методические рекомендации (направлены Письмом Минпросвещения России от 26.02.2021 N 03-205); Методические рекомендации, утв. Минздравом России 17.10.2019, Минпросвещения России 14.10.2019; Письмо Минобрнауки России от 09.07.2018 N 05-7709):

•          обучающимся в образовательной организации по образовательной программе начального общего, основного общего или среднего общего образования не ликвидирована в установленные сроки академическая задолженность. Для таких обучающихся индивидуальный учебный план - это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем учебным предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована;

•          обучающийся нуждается в длительном лечении и вынужден получать образование, находясь в медицинской организации или на дому;

•          в целях ускоренного обучения (например, если обучающийся имеет выдающиеся способности и (или) соответствующий уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок);

•          для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (например, для лиц, осваивающих образовательную программу в форме самообразования или обучавшихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета или магистратуры).

По общему правилу перевод на обучение по индивидуальному плану осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо заявления совершеннолетних обучающихся, составленного на имя руководителя образовательной организации. Порядок перевода определяется локальными нормативными актами образовательной организации. Перевод учащегося осуществляется после издания соответствующего приказа руководителем образовательной организации.

Для того, чтобы организовать углубленное изучение предметов, школа должна оценить кадровые, учебно-методические и материально-технические ресурсы школы и определить, какие именно предметы можно дать обучающимся углубленно.

Для углубленного изучения учебных предметов в 5-9 классах можно использовать часы компонента образовательной организации. В 10-11 классах образовательная организация может организовать профильное обучение и выбрать один или несколько профилей. Классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов и (или) профильного обучения открываются с учетом интересов обучающихся, родителей (законных представителей).

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам общего образования внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной  частью школьной программы, соответственно, участие во внеурочных занятиях является обязательным.

При планировании и организации внеурочной деятельности должны учитываться индивидуальные особенности и потребности ребёнка, запросы семьи, культурные традиции, национальные и этнокультурные особенности региона.

Обучающиеся и их родители (законные представители) имеют право выбора направлений и форм внеурочной деятельности из предложенного общеобразовательной организацией перечня. Всего федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрены пять направлений внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное и спортивно-оздоровительное.

Родители (законные представители) обучающихся имеют право принимать участие в мероприятиях, направленных на улучшение организации учебно-воспитательного процесса, и оказывать добровольную финансовую помощь в укреплении материально-технической базы образовательного учреждения.

Руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», родители (законные представители) обучающихся образовательных организаций вправе осуществлять пожертвования образовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

Родительский комитет, учителя и администрация школы не вправе принуждать родителей (законных представителей) осуществлять взнос на определѐнные цели класса, школы. Случаи возникновения ситуаций коррупционного характера, в частности принудительных взносов в образовательных организациях, рассматриваются компетентными органами.

Министерством образования Республики Башкортостан ведется работа антикоррупционной направленности. В общеобразовательных организациях разработаны Положения о профессиональной этике педагогических работников. На сайтах общеобразовательных организаций имеются страницы, на которых представлена информация об антикоррупционной работе, методические рекомендации по воспитанию антикоррупционного мировоззрения обучающихся.

В образовательных организациях разработаны локальные акты, регламентирующие порядок осуществления добровольных пожертвований и целевых взносов, в которых отражены основные понятия, порядок, отчетность по целевым взносам и добровольным пожертвованиям.

На основании части 4 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации, статьей 54 Конституции Республики Башкортостан гарантируются равные права на сохранение родного языка народам, проживающим на ее территории, создаются возможности для его свободного изучения и развития.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 и от 17 декабря 2010 года № 1897) предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.

Изучение родных языков из числа языков народов РФ, проживающих на территории Республики Башкортостан, также возможно для 9-11 классов в рамках федерального компонента в соответствии с базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования, утвержденного Решением заседания коллегии Министерства образования Республики Башкортостан (протокол от 04.08.2017г. №4).

В качестве государственного языка Республики Башкортостан Конституцией Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 года № 216-з «О языках народов Республики Башкортостан» устанавливается наряду с русским башкирский язык.

Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан изучается обучающимися на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей). Подтверждением мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) является их письменное заявление.

В соответствии с Федеральным законом родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся пишут заявления по выбору языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, при приеме на уровень начального общего образования (в 1-й класс), при переводе в 5-й класс или из одной образовательной организации в другую.

В конце учебного года с апреля по май в общеобразовательных организациях проводятся родительские собрания, где осуществляется прием заявлений от родителей (законных представителей) и согласовываются учебные планы на новый учебный год.

Для обучающихся, не выбравших для изучения башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан, могут быть предложены для изучения предметы из основной части образовательной программы. Также могут быть предложены предметы краеведческой направленности, учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные интересы обучающихся, обучение по которым может осуществляться на государственном языке РФ, государственных языках республик РФ или родном языке по выбору родителей (законных представителей).

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Подтверждением мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) является их письменное заявление.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Учебный план является составной частью основной образовательной программы, количество часов на изучение предметов определяет образовательная организация в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.

В части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация с учетом интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся может усилить (углубить, расширить) преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение, ввести новые учебные предметы.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 24 июля 2000 года № 87-з «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» обучающимся из многодетных малообеспеченных семей оказываются следующие меры государственной поддержки:

1) предоставление денежной компенсации за приобретенную школьную форму либо заменяющий ее комплект детской одежды для посещения школьных занятий учащимися государственных и муниципальных общеобразовательных организаций из многодетных малообеспеченных семей (предоставление денежной компенсации осуществляется один раз в два учебных года в размере фактических расходов, произведенных на приобретение школьной формы, но не более максимального предельного размера денежной компенсации, установленного Правительством Республики Башкортостан) ;

2) предоставление бесплатного питания учащимся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, государственных профессиональных образовательных организаций из многодетных малообеспеченных семей;

3) предоставление набора школьно-письменных принадлежностей первоклассникам из многодетных малообеспеченных семей.

Таким образом, для получения вышеперечисленных льгот в сфере образования (школьно-письменные принадлежности, школьная форма и бесплатное питание) необходимо обратиться в отделы образования МР/ГО.

Урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений относится к компетенции образовательной организации. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В каждой школе создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.

Комиссия разбирает обращения участников образовательных отношений:

родителей несовершеннолетних обучающихся и обучающихся – на педагогов, других работников образовательной организации;

работников – на действия коллег, администрации, обучающихся и родителей.

Решения комиссии по урегулированию споров обязательны для всех участников образовательных отношений. Сторона конфликта может обжаловать решение комиссии (ч. 5 ст. 45 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), в том числе, в судебном порядке.

Вся актуальная информация о ЕГЭ размещается на официальном сайте Рособрнадзора и портале единого государственного экзамена: http://obrnadzor.gov.ru/gia/gia-11/, а также на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Башкортостан, раздел ЕГЭ: https://education.bashkortostan.ru/activity/2433/

В соответствии с п. 45 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 №190/1512, участники экзаменов, у которых совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам, участвуют в экзаменах по соответствующим учебным предметам в резервные сроки.

В соответствии с п. 51 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №190/1512, участники экзамена, не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), по решению председателя государственной экзаменационной комиссии повторно допускаются к сдаче экзаменов в текущем учебном году по соответствующему учебному предмету в резервные сроки.

Обучающийся, пропустивший ЕГЭ по причине болезни, представляет подтверждающие документы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, (другие участники ЕГЭ – в места регистрации на сдачу ЕГЭ).

В этом нет необходимости, если полученные баллы его устраивают, и он не планирует менять специальность, на которую изначально выбирал предметы, так как результаты ЕГЭ действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов. Но если есть опасения, что полученных баллов не хватит для поступления, лучше пересдать нужные предметы, чтобы попытаться улучшить результат, при этом результаты ЕГЭ при пересдаче не аннулируются. При поступлении в ВУЗ можно выбрать лучший результат из действующих.

Взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации не допускается (ст.8 ФЗ об образовании) Соответственно это незаконно. Если такие факты имеют место необходимо обратиться в Министерство образования и науки Республики Башкортостан.

Если участник экзамена нарушил Порядок, например, использовал мобильный телефон при сдаче экзамена, и его результат был аннулирован, то он сможет повторно участвовать в ЕГЭ по данному учебному предмету в следующем году.

ЕГЭ для 11-тиклассников проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы), а также по следующим учебным предметам: литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (учебные предметы по выбору).

Аттестат о среднем общем образовании выдается обучающимся, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования и успешно прошедшим ГИА-11 по обязательным учебным предметам (русскому языку и математике).

Учебные предметы по выбору сдаются на добровольной основе для предоставления их результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, вправе выбрать учебные предметы из перечня имеющихся ЕГЭ на свое усмотрение.

С результатами ЕГЭ участники экзаменов могут ознакомиться через официальный информационный портал Рособрнадзора, расположенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», «Результаты ЕГЭ» (http://check.ege.edu.ru/).

В Республике Башкортостан также разработан сервис ознакомления участников ЕГЭ с результатами ЕГЭ и ОГЭ. Данный сервис представляет собой единую информационную систему в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, расположенную по электронным адресам: http://rcoi02.ru/gia9_result, http://rcoi02.ru/gia11_result, но в отличие от федеральной системы данный сервис позволяет хранить результаты ЕГЭ 4 года за годом сдачи экзамена (в личных кабинетах федерального сервиса результаты доступны участникам ЕГЭ только за текущий год). Кроме того через республиканский сервис возможна дистанционная подача и рассмотрение апелляций о несогласии с выставленными баллами.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 мая 2018 года МРОТ установлен в сумме 11 163 рублей в месяц, с учетом районного коэффициента – 12 837,45 рублей в месяц

Пересдача неудовлетворительного результата экзамена в текущем учебном году предусмотрена только по обязательным учебным предметам.

Пересдача неудовлетворительного результата экзамена по учебным предметам по выбору предусмотрена только через год

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения, положениями об оплате и материальном стимулировании, регламентирующими периодичность, основания для начисления и размеры стимулирующих выплат работникам учреждения, и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, в пределах выделенных бюджетных средств на оплату труда

Повторно допускаются к сдаче экзамена в текущем учебном году по соответствующему учебному предмету в резервные сроки:

-     участники ГИА-11, получившие на ГИА-11 неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;

-     участники экзамена, не явившиеся на экзамен по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

-     участники экзамена, не завершившие выполнение экзаменационной работы  по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

-     участники экзамена, апелляции которых о нарушении порядка проведения ГИА-11 конфликтной комиссией были удовлетворены;

-     участники экзамена, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК РБ в случае выявления фактов нарушений Порядка проведения ГИА-11, совершенных лицами, указанными в пунктах 59 и 60 Порядка проведения ГИА-11, или иными (в том числе неустановленными) лицами.

1 июля 2021 года подписан Указ Главы Республики Башкортостан № УГ-339 «О ежегодной единовременной премии Главы Республики Башкортостан участникам единого государственного экзамена в Республике Башкортостан, набравшим 100 баллов по результатам единого государственного экзамена и поступившим в организации высшего образования, расположенные на территории Республики Башкортостан и являющиеся участниками Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня», согласно которому участники ЕГЭ, набравшие 100 баллов по результатам ЕГЭ и поступившие в организации высшего образования, расположенные на территории республики и являющиеся участниками Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня, получат премию в размере 150 тысяч рублей. К таким учебным заведениям относятся Башкирский государственный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук и Башкирский государственный медицинский университет.

Для получения премии участник ЕГЭ должен предоставить в Министерство образования и науки РБ в бумажном виде следующий пакет документов:

1    заявление о предоставлении премии по форме согласно приложению №1 к Указу Главы РБ от 1 июля 2021 года № УГ -339;

2    согласие на обработку персональных данных по форме согласно приложению №2 к Указу к Указу Главы РБ от 1 июля 2021 года № УГ -339;

3    копию документа, удостоверяющему личность;

4   документ, подтверждающий номер счета, открытого в кредитном учреждении, а также его наименование, адрес и реквизиты;

5    копию свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории России;

6 копию страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учеты Пенсионного фонда России;

7    справку с вуза о зачислении на первый курс очной формы обучения, подписанную руководителем.

Вы можете задать вопрос председателю Общественного совета при Министерстве образования Республики Башкортостан Цыбиной Алле Павловне по телефону: 8 (347) 242-97-32 или написать сообщение на адрес электронной почты: cibina_ufa@mail.ru

Добрый день, работодатель не имеет права отправить работника в отпуск без сохранения заработной платы, поскольку согласно ст. 128 ТК РФ такой отпуск может быть предоставлен только на основании письменного заявления работника с указанием личных причин и обстоятельств.
В Разъяснениях Минтруда России от 27.06.1996 N 6 "Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя", утвержденных Постановлением Минтруда России от 27.06.1996 N 40, указано, что отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться только по просьбе работников по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. "Вынужденные" отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрены.
Необходимо иметь в виду, что отпуска без сохранения заработной платы включаются в стаж работы, дающий право на предоставление ежегодного отпуска только в суммарном количестве, не превышающем 14 календарных дней в течение рабочего года (ст. 121 ТК РФ).

Добрый день, в настоящее время действует ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МЕДАЛИ "ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ", утвержденный приказом Минобрнауки России от 23.06.2014 №685. Выдача медалей регулируется только этим федеральным документом. Наличие региональных (в данном случае республиканских) документов не предусматривается. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МЕДАЛИ "ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ", утвержденный приказом Минобрнауки России от 23.06.2014 №685, Вы можете найти в открытом доступе в сети Интернет или можете воспользоваться правовым порталом «Консультант Плюс» и найти документ там.

Отказать в приеме в школу, если обучающийся проживает на закрепленной к школе территории, директор может лишь в случае отсутствия свободных мест. Количество свободных мест зависит от ряда факторов: проектной мощности школы, наличия необходимого количества учителей и других педагогических работников, учебного фонда. В таком случае необходимо обратиться в муниципальный отдел образования, на территории которого находится школа. Сотрудники муниципального отдела образования должны найти место в другой школе.

С целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времен, сессий и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.

Периоды каникул в течение учебного года школа устанавливает самостоятельно и фиксирует их в годовом календарном учебном плане, который является частью основной общеобразовательной программы школы.