Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

На втором образовательном форуме «Взлетай!» в Уфе обсуждали самые острые проблемы

13 Марта 2020
70
0

На втором образовательном форуме «Взлетай!» в Уфе обсуждали самые острые проблемы

Год назад на масштабном мероприятии, в котором кроме педработников приняли участие руководители местного самоуправления, родители, попытались определить болевые точки в сфере образования, вывести процесс обучения на новый уровень. Глава региона Радий Хабиров отметил тогда, что форум планируется сделать традиционным.

В этом году главным вопросом, обсуждаемым на восьми площадках, стало здоровье школьников — физическое, духовное, нравственное. Безопасный интернет, школьная медицина, основы религиозной культуры и светской этики, школьное питание — дискуссии на эти и другие темы собрали специалистов из самых разных областей.

Одной из наиболее представительных стала площадка «Психологическое здоровье школьников». Тема более чем актуальная по причине недавно обнародованных данных башкирского Следкома: если в 2018 году в республике было зафиксировано 28 случаев самоубийств среди несовершеннолетних, то в прошлом — уже тридцать. Более двадцати случаев произошли в сельской местности. По словам главы Следкома Дениса Чернятьева, чаще всего решают покончить с жизнью подростки от 14 до 18 лет, 63 процента из них — школьники.

Виртуальная реальность или «дочки-матери»

Как отметил модератор площадки профессор Российской академии образования Юрий Зинченко, Башкортостан принял активное участие в недавних исследованиях специалистов академии. Современные технологии энергично вторгаются в нашу жизнь, являясь, с одной стороны, мощными помощниками в процессе обучения, с другой — приводя к гиперзависимости от гаджетов. Возникают гиперагрессия, травля, суицидальные наклонности, появляются группы смерти.

Непонятна политика Роскомнадзора и Роспотребнадзора, давших разрешение на использование ребенком с полутора лет современных гаджетов. Вроде, удобно: малыш сидит тихо, занят, но мы не должны забывать о том, что, когда не было «цифры», именно в этом возрасте дети «пробовали» окружающий мир на глаз, на вкус, на цвет, на ощупь, отметил Ю. Зинченко.

В возрасте четырех-семи лет малыши осваивали так называемые сюжетно-ролевые игры — те же «дочки-матери», например. А самое главное — именно в это время формируются отношения между ребенком и его родителями. По словам Ю. Зинченко, жизнь в виртуальной реальности в этом возрасте может привести ни много ни мало к аутизму, депрессиям.

В 7 — 12 лет цифровые технологии, вторгаясь уже в школьную жизнь, к сожалению, заменяют связь «ученик — учитель». Но именно учитель остается главным в процессе обучения.

В 12 — 14 лет современный подросток не может определиться с гражданской позицией. В 14 — 17 — фиксируется отставание взросления и трудности с профессиональной ориентацией. А в 18 — 21 год молодой человек не может даже определить себя как личность, понять, кто он, чего хочет, для чего вообще на свет появился. Специалисты во всем мире, врачи в первую очередь, говорят уже о том, что детство нужно продлевать до 21 года, а то и до 35 лет. В самом деле, зачем прилагать усилия, чтобы что-то узнать или чего-то достичь, когда есть «Гугл» или «Алиса».

С какими сложностями сталкиваются психологи в тех школах, в которых, они, к счастью, имеются? Дети систематически не справляются с домашними заданиями (68 процентов), не заинтересованы в учебе, мешают учителю и одноклассникам — (62 процента), у них затруднена речь (почти 30 процентов).

Естественно, у родителей возникает вопрос: почему в школу отдаем здорового ребенка, а получаем практически инвалида? Самое радикальное предложение прозвучало прошлым летом: сдавать гаджеты перед уроками. Хотя нужно учесть, что родители хотят иметь связь с ребенком, беспокоясь за его безопасность. Это предложение еще требует изучения.

Психологические проблемы неизбежно влекут за собой проблемы физиологические: у каждого пятого ребенка — превышение нормальной массы тела, у каждого третьего — аллергия, у каждого второго — проблемы со зрением, сердцем, давлением и нервной системой.

Учить некогда воспитывать

Чтобы как-то переломить ситуацию, Институт стратегии развития образования РАО запустил пилотный проект — реализацию примерной программы воспитания. В нем приняли участие 730 школ, которые должны разработать свои рабочие программы.

Откровенно говоря, инициатива вызывает некоторое недоумение. И даже эмоциональное выступление Татьяны Новиковой, директора пермской гимназии № 3, участницы проекта — это недоумение не развеяло. Во-первых, потому, что не было приведено ни одного конкретного факта, свидетельствующего, что программа работает и психологическая атмосфера в гимназии — пример для подражания. А во-вторых, педагог ведь по определению должен решать воспитательные задачи.
Другое дело, что ворох бумаг, в смысле, отчетов, несмотря на век цифровых технологий, меньше не становится. Плюс бесконечный креатив чиновников, продуктивности которых можно только позавидовать, — распоряжения, проекты и нововведения рождаются в их головах просто с устрашающей скоростью.

Между тем атмосфера в школах по-прежнему оставляет желать лучшего, а наши дети все так же уходят из жизни, по сути, в самом её начале. Пожалуй, громче всех об одной из проблем сказала председатель Общественной палаты (ОП) РБ Ольга Панчихина: в России в школах работает около 25 тысяч психологов, а школ — 53 тысячи. Арифметика проста.

ОП РБ, можно сказать, стала одним из редких учреждений, взявших на себя задачу и ответственность за профилактику буллинга — а по-русски травли учеников в школах. История проекта «Будь рядом» началась с первого форума «Взлетай!». Первым делом ОП обратилась к библиотекарям, чтобы иметь максимальную информацию по этой тематике, затем был организован образовательный курс для педагогов. Семинар «Работа с буллингом: возможности школы в снижении агрессии учеников» провела для 25 педагогов детский психолог, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Галина Романовская. Для выяснения картины в общеобразовательных учреждениях был организован опрос среди школьников и учителей. В нем приняли участие более 20 тысяч учеников и свыше трех тысяч педагогов. Итоги таковы: 25 процентов опрошенных были вовлечены в травлю другого ребенка, 11 процентов школьников сами подвергались травле, отметила она.

— Мы продвигали тему профилактики буллинга через родительские собрания, классные часы. Работу нужно продолжать, рассказывать родителям о признаках травли ребенка, о том, что нужно делать в случае обнаружения таких признаков. Объяснить, как важно доверие между родителями и ребенком, — отметила О. Панчихина.

Работа по профилактике буллинга будет продолжена в колледжах, уточнила Ольга Юрьевна. Это то учреждение, где собираются дети из разных районов и разных социальных слоев.

По итогам работы площадки были приняты предложения: актуализировать роль учителя в процессе обучения, создать республиканский ресурсный центр психологической поддержки на базе БГПУ, проработать механизм целевого повышения квалификации психологов, разработать единую программу воспитания, создать онлайн-контент для психологической безопасности детей и учителей, а также центр медиации (разрешения споров) в каждой школе.

Увлечённые смартфонами

Завершая форум, глава региона Радий Хабиров особое внимание уделил теме школьного питания. Напомним, что по инициативе президента России Владимира Путина было принято решение обеспечить бесплатным горячим питанием учеников начальной школы с первого по четвертый класс. Республика не только поддержала, но и стала лидером в реализации этого решения.

— С 1 сентября этого года все школы переходят на бесплатное питание для учеников начальных классов, — подчеркнул Радий Хабиров. — Мы принципиально подходим к работе поставщиков и операторов школьного питания. Тем, кто некачественно кормит наших детей и, по сути, обворовывает их, я объявляю личную вендетту.

Глава Башкирии положительно оценил переход школ на пятидневку.

— Дети высыпаются. Резко увеличилось количество тех, кто начал заниматься физкультурой и спортом, — сказал руководитель региона.— Важно и то, что благодаря тематическим субботам мы вернули в школы родителей.

Радий Хабиров отметил важность участия образовательных организаций в проекте «Взлетай!». Сейчас в него включилась 71 школа. В рамках проекта до 2024 года планируется построить 16 бассейнов в тех муниципалитетах, где их нет. Также к 2024 году 200 учебных заведений присоединятся к программе «Спортивную борьбу — в школы!».

— А та работа, которую мы ведем в рамках проекта по возрождению школьной стоматологии, — уникальная в России, — отметил Р. Хабиров. — Всего за год мы оборудовали 61 стоматологический кабинет.

Говоря о негативных явлениях в школе, глава региона уточнил, что современный школьник сталкивается с огромным количеством угроз, которыми нужно серьезно заниматься. Он призвал обратить особое внимание на рост подростковой преступности и поднял тему увлечения смартфонами и интернетом. Вместе с тем подчеркнул, что отказ от гаджетов должен быть добровольным и осознанным.

Что касается поднятого на форуме вопроса введения единой школьной формы, Радий Хабиров отметил, что такая практика в России есть, но вопрос этот деликатный.

— Я знаю возможности наших производителей, высокое качество по доступным ценам мы обеспечим,— сказал он. — Быть может, выберем пилотный муниципалитет, проведем эксперимент.

Следующий форум «Взлетай!» глава региона предложил посвятить качеству образования.

  • На втором образовательном форуме «Взлетай!» в Уфе обсуждали самые острые проблемы