Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Выступление министра образования Республики Башкортостан Альфиса Гаязова на пленарном заседании Республиканского Августовского совещания в г.Нефтекамск

21 Августа 2015
150
0
Хөрмәтле Рөстәм Зәки улы!
Хөрмәтле август кәңәшмәһендә ҡатнашыусылар!

Уважаемые участники совещания!
     Взаимосвязь трёх плоскостей образовательного пространства – федерального, регионального и муниципального в настоящее время приобретает всё большую актуальность.
    Министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов отметил, что «Очень важно на региональном уровне гарантировать единое образовательное пространство, выполнение всех федеральных стандартов, сохранение вариативности и свободы творчества».
   
Республиканская образовательная система в масштабе страны традиционно занимает ведущие позиции в сфере общего образования, в подготовке квалифицированных рабочих кадров, специалистов высшего и среднего звена.
   Существенное влияние на структуру общеобразовательных организаций оказывает демографическая ситуация. Длительное время у нас отмечалась тенденция снижения количества обучающихся, особенно в сельской местности. Общая численность школьников за 5 лет уменьшилась на 6200 чел. (в городах – увеличилась на 9,0 тыс. чел., в сельской местности – уменьшилась на 15,3 тыс.чел.).
    В настоящее время радует рост численности школьного контингента. В 2014-2015 учебном году обучающихся стало больше на 3,5 тыс. чел.; по сравнению с 2011г. первоклассников стало больше на 5 тысяч (2015 – 50,5 тыс.чел.).
     За эти годы мы решили ряд жизненно важных задач.
   1). В 2011 г. была поставлена задача создать гибкую динамичную сеть образовательных организаций; их количество за последние 5 лет оптимизировалось на 369. Сегодня в республике действуют 1448 дневных общеобразовательных организаций. Эти школы заполнены детьми, этого количества достаточно для удовлетворения образовательных потребностей населения республики.
    2). Параллельно с этим проведена оптимизация кадрового состава, количество учителей дневных организаций республики изменилось с 41 тысячи до 35 с половиной тысяч, что близится к нормативному показателю.
    3). Проведённые оптимизационные мероприятия позволили снизить объем неэффективных расходов в целом по республике на 2,5 млрд.руб, или на 53% при одновременном росте средней заработной платы педагогических работников за указанный период.
     В системе образования республики реализуется ряд проектов:
    1) в 2 раза по сравнению с 2010г. повышена заработная плата учителей (2010 г. – 12 631 руб., 2014 г. – 25 120 руб.);
   2) за 2010-2014гг. введено 197 объектов дошкольного образования на 21389 мест. В республике реализуется модель, сочетающая как строительство, так и расширение альтернативных форм организации дошкольного образования;
    3) в сложных социально-экономических условиях мы сохранили малокомплектные школы (в 2014г. – 219, в 2011г. – 375);
    4) мы держим на контроле средний размер родительской платы за присмотр и уход за ребёнком в детском саду, который составляет 1140 руб. Данный факт свидетельствует о мерах по обеспечению доступности дошкольного образования. Но имеются также районы, в которых средний размер родительской платы выше среднереспубликанского;
    5) объективно проходит ЕГЭ – без серьезных нарушений и технологических сбоев;
    6) модернизирована система подготовки кадров, в результате которой полностью переоснащены 26 учреждений СПО, превратившиеся в отраслевые ресурсные центры, общее количество учреждений изменилось со 137 (на 01.01.2013) до 89;
    7) среднесрочные программы развития Зауралья и северо-востока позволили возродить на селе национальный промысел и развить школьное пчеловодство в республике.
  Весомым итогом реализации крупного 3-летнего проекта модернизации региональных систем общего образования стали позитивные изменения в школьной инфраструктуре – это оснащение почти 5 тыс. (4 876) предметных кабинетов учебным оборудованием. Создана электронная среда, в результате чего доля школ, обеспеченных современным интерактивным учебным оборудованием в соответствии с ФГОС начального общего образования, составляет 100%, основного общего и среднего общего образования - 41,3%.
    Наша задача - повышение эффективности использования данного оборудования, что ведёт к самому главному – повышению качества образования.
   
Приняты меры по улучшению спортивной инфраструктуры в сельских школах; для этого использовались средства федерального и республиканского бюджета.
    Ежегодно из консолидированного бюджета Республики Башкортостан выделяются значительные финансовые средства для организации безопасного подвоза детей к местам обучения. Это позволило республике увеличить долю школьников, обеспеченных ежедневным подвозом, с 73% до 95%.
   Улучшается имидж республиканского образования. Это видно по итогам различных рейтингов. Недавно рейтинговое агентство «Эксперт РА» впервые подготовило рейтинг лучших школ России (Топ-200), по которому оцениваются не результаты участия обучающихся в олимпиадах и средний балл ЕГЭ, а успешность поступления выпускников школ в ведущие российские вузы. В рейтинг вошли 200 школ, из них – 3 школы республики.
    Нам удалось улучшить качество подготовки участников заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников – в этом году у нас 47 победителей и призеров. За последние 4 года из 63 муниципалитетов только 20 (31%) имеют призовые места на заключительном этапе олимпиады. В числе лидеров: города Уфа (47 мест), Стерлитамак (24), Нефтекамск (12), Салават (9), Шаранский район (6 мест).
    Одной из основных задач на сегодняшний день является выполнение Указа Президента России (№ 599 от 7 мая 2012 г.) по достижению к 2016 г. 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
    С 25 декабря 2013 г. в республике функционирует Единый информационный ресурс "Единая республиканская очередь в дошкольные образовательные учреждения в электронном виде". На сегодняшний день в 38 районах вопрос ликвидации очередности среди детей от 3 до 7 лет решен.
   К сожалению, имеются проблемные моменты при лицензировании образовательной деятельности вновь введенных детских садах. На сегодняшний день без лицензии действуют 27 детских садов, введенных в 2013-2014гг. Причины этого проанализированы. Я прошу руководителей взять данный вопрос на личный контроль.
   
    Уважаемые участники заседания!
  Указом Президента России (от 02.05.2014 №294) в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ введен новый показатель "доля обучающихся в одну смену".
    В 2014-2015 уч. году в республике данный показатель составил 85,1%. На 1 сентября за счет наших внутренних резервов положение с обучением в одну смену в республике мы изменили и он составит 86,4%. Есть муниципальные образования, в которых отсутствует 2-ая смена.
     В республике есть муниципалитеты и городские округа с самой сложной ситуацией со 2-ой сменой. Там ситуация требует кардинальных решений через строительство школ. Министерством перечень первоочередных объектов подготовлен.
    Принимается федеральная программа создания в субъектах новых мест в школах, рассчитанная до 2025 г. Данная программа позволит обеспечить организацию обучения в одну смену, мы в этой программе заявились на крупную сумму. Я прошу руководителей органов местного самоуправления ещё раз пересмотреть все планы образовательных организаций по рациональному использованию помещений и обеспечить постепенное уменьшение доли обучающихся в одну смену.
    Одним из направлений мониторинга качества образования является ЕГЭ. Ключевым моментом в его организации по-прежнему остается требование к его максимально объективному проведению. Эту задачу мы выполнили. Количество удалений с экзамена снизилось в 2,6 раза (с 21 до 8).
    Сравнивая нынешние результаты ЕГЭ с результатами прошлого года, мы можем сказать, что в целом идет положительная динамика:
    – увеличился средний балл по большинству учебных предметов,
   – снизилась доля выпускников, получивших неудовлетворительные результаты,
   – выросла доля участников ЕГЭ, получивших 80 и более баллов,
   – увеличилось число стобалльников с 14 до 61 чел.
     В то же время есть ещё проблемы.
   1). Разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни привело к тому, что с первого раза профильную математику не сдали 25% участников (4 266 чел.). После пересдачи показатель снизился до 18,9 % (по РФ – значительно выше).
    2). Анализ показывает, что по русскому языку результат стабилен: децильный коэффициент неравенства два года подряд равен 1,52 при пропорциональном улучшении всех показателей. А вот по математике в 2014 г. этот коэффициент равнялся 2, а в этом году – 2,8.
    3). Единственным предметом, по которому в этом году произошло снижение среднего балла (на 6,4 балла), является информатика и ИКТ. Такая тенденция наблюдается не только в нашей республике, но и по России в целом (более чем на 3 балла). При анализе причин такого снижения экспертное сообщество пришло к выводу, что одной из главных причин снижения являются значительные изменения экзаменационной модели КИМ-2015г. Были исключены задания с выбором ответа, сократилось общее количество заданий, соответственно уменьшилось максимальное количество первичных баллов. Задания с развернутым ответом (часть С) не изменились, но изменился подход к оцениванию заданий: относительный вес баллов, полученных за их выполнение, увеличился за счет сокращения общего количества заданий в варианте.
     Данную причину можно отнести к категории объективных, но вместе с тем следует говорить и о недоработке школьных учителей информатики, тем более, что демонстрационные версии КИМ на сайте ФИПИ были доступны уже с осени прошлого года, а экзаменационные материалы досрочного периода находились в открытом доступе с весны.
     Мы провели интересное обследование, определив 3 группы выборки учителей и учеников. Первую группу составили учителя (физика, химия, биология) с высокой квалификационной категорией, далее – по убыванию. Итог: выпускники, которых обучали учителя первой группы имеют более низкие результаты ЕГЭ, чем выпускники учителей второй и третьей групп. Результаты обследования ложатся в параметры статистической достоверности. Предлагаю провести такое обследование в каждом муниципалитете.
     На муниципальном уровне мы рекомендуем соотнести имеющиеся результаты проведенных экзаменов (не только в XI, но и в IX классах) с уровнем квалификации учителей выпускных классов. Обсуждая нынешние результаты ЕГЭ по математике в муниципалитетах, прошу взять на вооружение Концепцию развития математического образования в Российской Федерации и наметить свои планы по улучшению качества математического образования. Лидером в этом вопросе должен выступить БГУ.
     Наши ведущие республиканские общеобразовательные организации должны являться образцом качественной подготовки школьников. Это – задача первостепенной важности для наших руководителей.
     Особое внимание уделяется преподаванию родных языков, особенно башкирского.
   С введением ФГОС и принятием закона Российской Федерации об образовании (№ 273-ФЗ) возникла закономерная необходимость создания новых региональных учебно-методических комплектов и подготовке их для включения в федеральный перечень.
    В настоящее время подготовлен учебно-методический комплект для обучения башкирскому языку в школе с родным языком обучения, который в сентябре будет направлен для прохождения необходимых экспертиз.
   В рамках совершенствования системы оплаты труда продолжается работа по актуализации (разработке) показателей эффективности деятельности работников образовательных организаций для тесной увязки оплаты их труда с повышением качества предоставляемых услуг, а также по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений) с руководителями и работниками учреждений в связи с переходом на эффективный контракт.
   Актуальность этой задачи повышается с тем, что с 2016г. оплата труда АУП, связанного с реализацией образовательного процесса, передается с муниципального на уровень республики.
    В течение учебного года в педагогических коллективах активно обсуждался вопрос о профессиональном стандарте педагога.
    Основные положения стандарта должны быть доведены не только до каждого учителя, воспитателя, но и до родительской общественности. Считаю необходимым посвятить этому ближайшие педагогические советы.
    
    Уважаемые участники совещания!
   Благодаря проводимой модернизации республика стала одним из двух субъектов РФ (вместе с Тамбовской областью), которым доверена реализация пилотного проекта по созданию Федерального реестра документов о профобразовании.
    Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профобразования, в период с  2015 по 2020 годы, предусмотрены новые стратегические ориентиры развития системы подготовки кадров.
    Сегодня мы на основе IT-технологий создаем новые инструменты дальнейшего развития:
    - разработана и внедряется автоматизированная система мониторинга и управления профобразованием;
    - формируется Ситуационный центр профобразования;
    - создаются единый информационно-аналитический портал учреждений СПО и работодателей, также отраслевые системы обмена актуальной информацией в рамках кластеров кадрового обеспечения;
    - повышение квалификации руководителей и педагогических работников учреждений СПО будет осуществляться с использованием современных эйчар-технологий и передового производственного оборудования.
  Новые инструменты развития профобразования позволят своевременно реагировать на изменения в производстве, технологиях и рынке труда.
    Эти инструменты необходимо перенести и в сферу высшего образования, которая в настоящее время не в полной мере отвечает существующим критериям эффективности её деятельности. В первую очередь это касается дублирования образовательных программ, низкой научно-инновационной активности и продуктивности, старения научно-педагогических кадров.
    Следствием указанных проблем является взаимная конкуренция вузов, которая активизирует отток из региона талантливой молодежи и негативно сказывается на конкурентных позициях вузов республики в федеральном масштабе.
    Необходимо отойти от местнических интересов вузов, перешедших на раздутую структуру специальностей, не соответствующую их профилю.
    Озвучу некоторую тревожную для нас информацию. Выбирают, в основном – московские вузы и республиканские выпускники, получившие на ЕГЭ по 100 баллов, в том числе и дважды 100-балльница, выпускница г.Нефтекамска (МОБУ Гимназия № 1), выбравшая Высшую школу экономики. Из 61 выпускника, получивших 100 баллов на ЕГЭ, лишь 37,2% остаются учиться в вузах республики. Остальные (62,8%) предпочли обучение в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга.
    Из числа 47 победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников – 21 выпускник. Из них только один поступает в республиканский вуз – УГАТУ. Остальные 20 чел. – за пределы республики (г.Москва – 15, г.Санкт-Петербург – 4, г.Пермь – 1 чел.).
     Это повод для глубокого размышления и принятия мер, уважаемые ректоры!
  
Прошу вас организовать тесную работу со школами; задача – работа с одаренными школьниками и, соответственно, подготовка кадров для себя.
    Подготовка технологической элиты для наукоемких предприятий должна выйти на первый план. Для этого предлагаем создать в образовательной сфере Университетско-школьный кластер, для интеллектуального руководства и всесторонней поддержки развития школьного и высшего образования в единой связке.

    Уважаемые участники совещания!
    Показатель семейного устройства детей-сирот, который является одной из важных характеристик деятельности муниципалитетов и органов исполнительной власти имеет положительную динамику и достиг 98,33%. Это стало возможным благодаря хорошей работе ряда муниципалитетов. Особенно отмечаем Мелеузовский, Белорецкий, Бирский районы, города Нефтекамск и Уфу. В ряде районов произошло увеличение выявленных сирот вследствие ослабления профилактической работы с семьями. Это Баймакский, Аургазинский, Архангельский районы.
     С сокращением количества детей-сирот появляется объективная необходимость реформирования сети детских домов. Количество воспитанников детских домов с 2011г. уменьшилось с 1099 до 730 к началу 2015г.
    Основные задачи в этой сфере:
    – обеспечение приоритета семейного устройства;
    – сохранение ребенка в кровной семье;
    – осуществление качественного психолого-педагогического сопровождения семей.
    В 2014г. количество детей-сирот сократилось до 14 655 чел, что составляет 1,97 % от общего числа детского населения республики. Наблюдается уменьшение количества вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За 2014г. выявлено 1749 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 18 % меньше, чем в 2013г. (2111 детей) – большая часть из них (92%) сегодня проживают в замещающих семьях. Число детей-сирот, состоящих на учете в региональном банке данных, сократилось до 1807 детей, на 19 % меньше по сравнению с 2013г. Благодаря своевременному выявлению семейного неблагополучия количество родителей, лишенных родительских прав, в 2014 г. по сравнению с 2013г. уменьшилось на 6 %, количество социальных сирот уменьшилось на 10%.
  
Для предоставления возможности получения образования детям-инвалидам и детям, с ограниченными возможностями здоровья, в республике сохраняется сеть коррекционных учреждений.
    Ведется работа по созданию условий для инклюзивного обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях. Благодаря государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" (на 2011-2015 годы) с 2011г. в республику поступило более 324 млн.рублей из федерального бюджета, 113 млн.руб. выделено из бюджета республики, 250 млн. руб.- из бюджетов муниципалитетов, что способствовало созданию доступной инклюзивной среды в 135 школах; в настоящее время ведутся работы в 155 общеобразовательных учреждениях.
     К концу 2015 года мы достигнем показателя 20% общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для инклюзивного образования. По количеству привлеченных средств в 2015 году республика занимает 3 место по России. Однако условия для получения инклюзивного образования должны создаваться не только в школах, но и в детских садах и организациях профессионального образования. Это требование времени.
    Сегодня мы в Нефтекамске увидели отлаженную систему образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – от момента их выявления до момента получения ими профессионального образования. Считаем, что она заслуживает внимания. Предлагаем в муниципалитетах обеспечить развитие непрерывной образовательной вертикали, в рамках которой будут получать необходимую помощь дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.
    В республике сохраняется сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений (5302 обучающихся, на дому обучаются 1326 детей-инвалидов и 1029 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 595 детей-инвалидов получают общее образование с использованием дистанционных технологий). В общеобразовательных школах обучаются более 5 тыс. детей-инвалидов и около 10 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья.
     Большую роль в деле воспитания детей играют учреждения дополнительного образования. На сегодняшний день охват дополнительным образованием от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет составляет 77,5% (в РФ-64%); согласно майскому указу показатель должен составить 75%.
     Мы ставим перед собой следующую группу задач:
    – довести к 2016 г. число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 77,8% от общей численности детей этого возраста, к 2017 году –78,2%,
    не допускать сворачивания системы организаций дополнительного образования детей;
   – шире использовать кадровый и ресурсный потенциал учреждений дополнительного образования детей при осуществлении внеурочной деятельности согласно требованиям нового поколения ФГОС.
    Системой организации отдыха, оздоровления и занятости детей республики охватывается ежегодно наибольшая часть детей школьного возраста – около 383 тыс. чел., что составляет 96% от общего количества детей школьного возраста, подлежащих охвату. По данному показателю мы занимаем первое место в ПФО.
    2015 год запомнится организацией новых маршрутов летнего отдыха детей: произошел обмен делегациями с Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой. В настоящее время республика принимает 34 ребёнка из Луганской Народной Республики, на следующей неделе планируется заезд еще 37 чел.
   С прошлого года организован отдых и оздоровление детей в Крыму. Все эти мероприятия в комплексе способствуют формированию у подрастающего поколения чувства сопричастности к историческим событиям, гордости за свой народ и за свою Родину.

     Уважаемые коллеги!
    Подводя итоги сказанному, разрешите напомнить, что основные задачи нового учебного года были озвучены в ходе обсуждения на проектировочных площадках.
   Сфера образования может и должна оперативно соответствовать требованиям времени. Мы считаем, что сегодняшнее совещание позволит успешно претворить в жизнь все намеченные преобразования. Поставленные задачи на новый учебный год направлены на достижение нового качества образования.
  
    Уважаемые коллеги!
    На расширенном заседании Правительства было отмечено, что все объекты социальной сферы должны работать как часы. Прежде всего это касается нашей системы. Мы должны обеспечить условия, чтобы вся система образования соответствовала требованиям времени, требованиям родителей, требованиям обучающихся. Желаем всем нам удачи в решении этих задач!
  
     Спасибо за внимание!