Республиканские порталы Карта сайта Вход

Министерство образования Республики Башкортостан

Итоговая коллегия

30.05.2014 00:00 — 30.05.2015 00:00
8
Расширенное заседание коллегии министерства образования Республики Башкортостан - 2014

В традиционном мероприятии обсуждались вопросы развития дошкольного и общего образования, государственной итоговой аттестации, электронного образования, улучшения условий воспитания и обучения в учреждениях дополнительного образования, реформирования системы начального и среднего профессионального образования и др. 

В работе коллегии приняли участие Президент Республики Башкортостан Р.З. Хамитов, заместитель премьер - министра Правительства Республики Башкортостан Л.С. Гумерова, министр образования республики Башкортостан А.С.Гаязов, руководители министерств и ведомств республики, руководители администраций и органов управления образованием районов и городов, руководители профессиональных образовательных организаций, педагоги, представители общественности и средств массовой информации и др.  


Стенограмма выступления Рустэма Закиевича Хамитова 

Добрый день, дорогие друзья! 

Мы начинаем работу коллегии министерства образования, посвященную итогам прошедшего 2013 года. Мы обсудим волнующие нас вопросы, задачи на ближайшую перспективу. Прошлый год республика завершила с позитивным настроем. Социальные, макроэкономические показатели говорят о том, что каждый из нас достойно потрудился на вверенном ему участке работы. Хорошо подросли зарплаты и, соответственно, доходы людей. Начала выходить на достойный уровень оплата труда педагогических и медицинских работников. Темпы роста заработной платы работников этих отраслей в два раза превысили темпы роста среднереспубликанской заработной платы. Вы сами прекрасно понимаете, какие процессы идут в этой части, и, самое главное, ощущаете их. 

Мы стали лидерами в округе по объемам жилищного строительства. Впервые за последние 20 лет мы занимаем первое место среди субъектов Приволжского округа по объемам жилищного строительства, а также входим в пятерку лучших по стране. Продолжилась работа по строительству детских садов, школ, больниц, поликлиник, спортивных объектов, благоустройству наших городов и сел. Оживилась культурная жизнь, появились интересные творческие проекты. Радуют своими успехами спортсмены. Об этом и многом другом я буду подробно говорить на следующей неделе, когда представлю отчет Правительства Республики Башкортостан о работе за 2013 год Государственному Собранию – Курултаю нашей республики. 

Сейчас же я хочу сказать следующее. Мы – богатая и успешная республика. На фоне того, что сейчас происходит в Украине, других странах, мы должны это глубже осознавать и ценить. В эти дни Россия показала всему миру силу единства народа, его стремление жить в мире, способность твердо отстаивать свои справедливые позиции. Нас, к счастью, не раздирают конфликты. Мы честно трудимся, учимся, творим, стремимся на деле способствовать улучшению жизни, процветанию нашего Отечества. Наша молодежь живет яркими идеями, инновационными проектами, стремится получить качественное образование, развивать свои творческие способности. И в это стабильное, вдохновленное и дружное движение вперед нашего общества огромный вклад вносите именно вы – педагоги, люди присутствующие в этом зале. Вы воспитываете подрастающее поколение настоящими патриотами, даете им не только знания об окружающем мире, но и помогаете в личностном, духовном росте. 

Мы придаем особо важное значение развитию сферы образования. Наша система образования – одна из крупнейших в Российской Федерации. У нас действуют более 3500 государственных и муниципальных образовательных учреждений, где обучаются и воспитываются около 860 тысяч детей, заняты свыше 150 тысяч педагогических работников и обслуживающего персонала. Отлично понимаю, что наряду с позитивными моментами, достижениями сохраняются и проблемные вопросы. Просто потому, что они не решаются за один день. Тем более что образование и педагогика – это очень серьезная, постоянно изменяющаяся сфера. Это огромное многомерное пространство деятельности. От того, как оно будет выстроено, организовано, зависит наша с вами жизнь. От того, как мы будем стараться учить детей, студентов, зависит будущее нашей республики, её конкурентоспособность. 

Мы уверенно можем сказать, что идем в верном направлении. Многие наши задумки постепенно воплощаются в жизнь. Отрасль становится все более современной и эффективной. Развиваются учебные заведения разных видов и уровней. Растет качество образования, в том числе профессионального. Делаются шаги по созданию системы электронного образования. Обозначились 20 лидеров информатизации школ, призванных стать «точками роста» в этой сфере. Думаю, что министр (А.С. Гаязов, министр образования Республики Башкортостан) в своем выступлении представит детальную картину ситуации в отрасли, раскроет итоги её работы в прошлом году. Сегодня в целом есть позитивные перемены, конкретные результаты в части решения серьезных задач, которые мы с вами поставили на большом педсовете в августе прошедшего года. На некоторых аспектах, определяющих общественную жизнь республики, хотел бы остановиться отдельно. 

Для нас важно, как проводимая в республике государственная политика отражается в первую очередь на основных демографических индикаторах – естественном приросте населения, продолжительности жизни. Башкортостан – один из немногих регионов страны, где рождаемость превышает смертность. Таких регионов в Российской Федерации 22. В прошлом году родилось 59400 детей. Замечательная цифра, это лучший показатель с 1991 года. Естественный прирост составил почти шесть тысяч человек. Надо помнить, что в 1960-1970 годы эти цифры были намного больше. Рождаемость достигала 100 тысяч человек в год. Смертность составляла 30-40 тысяч. Тогда демографический прирост составлял десятки тысяч, а сегодня мы радуемся цифре шесть тысяч и говорим, что это неплохо. 

В повышении рождаемости положительную роль сыграли принимаемые нами меры, в том числе по развитию дошкольного образования. В прошлом году мы завершили реализацию соответствующей республиканской целевой программы. Ею было предусмотрено ввести с 2008 по 2013 год включительно 25 тысяч мест в детских садах. Мы с вами поработали лучше. Введено 45 тысяч мест, то есть более чем в 1,8 раза. За последние три года очередь в детские сады для детей сократилась с 50 тысяч в 2011 году до 14 тысяч в 2013 году, то есть в три с лишним раза. Это хороший результат. И он получен благодаря нашей с вами совместной работе. В этом году в наших планах – ввести еще более 11 тысяч мест. К концу 2015 года нам надо полностью решить проблему очередности в детские сады для детей в возрасте от трех до семи лет. Республиканскую электронную очередь необходимо срочно интегрировать с федеральной системой показателей и подключить к ней все детские сады. Только при выполнении этого условия мы сможем получить субсидию из федерального бюджета для увеличения объемов ввода дополнительных мест в детских садах. 

В прошлом году завершена модернизация региональной системы общего образования. За три года из федерального и республиканского бюджетов на эти цели направлено почти пять миллиардов рублей, в том числе в 2013 году – 1,7 миллиарда рублей. Благодаря этим вложениям почти в два раза – с 200 до 122 сократилось число школьных зданий, требующих капитального ремонта или находящихся в аварийном состоянии. В сельские районы в прошлом году было поставлено 364 автобуса. Число школьников, ежедневно подвозимых в базовые школы, увеличилось до 30 тысяч. Это чуть менее десяти процентов ребят, которые учатся в наших школах. Согласитесь, это тоже огромная цифра. 

С 2011 года объем неэффективных расходов в общем образовании сократился с пяти миллиардов до 2,5 миллиарда рублей, в два раза. В прошлом году заработная плата в общем образовании достигла почти 24 тысяч рублей, превысив на 6,5 процента среднюю заработную плату по республике. Скажу честно, не так много регионов Российской Федерации, которые в полном объеме справились с повышением заработной платы до средней по субъекту. Мы эту задачу решили. По сравнению с 2012 годом средняя заработная плата выросла почти на 32 процента. На 47 процентов увеличилась зарплата в дошкольном образовании, почти на 40 процентов – в дополнительном образовании детей. Всё это впечатляющие цифры. 

Сегодня происходят положительные изменения в системе профессионального образования. На основе государственно-частного партнерства идет концентрация ресурсов бизнеса, государства и самих учебных заведений. В ней работодатель становится полноправным и заинтересованным участником процесса подготовки кадров. О наращивании интенсивности такого партнерства свидетельствует то, что начиная с 2007 года количество договоров о взаимодействии в подготовке кадров, заключенных учреждениями профобразования с работодателями, выросло почти в четыре раза – с 500 до 2000. Теперь эти количественные показатели необходимо перевести в новое качество работы. 

Сегодня в республике идет оптимизация сети вузов и их филиалов, сформированы 32 многоуровневых комплекса. Скорректирована структура направлений подготовки кадров. У нас обозначилась сильная, передовая группа лидеров, успешно отрабатывающая новшества в направлении многопрофильности и многоуровневости в системе среднего образования. Безусловно, идущие в отрасли объединительные процессы мобилизуют, заставляют по-новому работать профессиональные лицеи и училища. Начиная с 2010 года почти четверть из них уже «встроилась» в состав колледжей. Также за последние два года доля приема на обучение по техническому профилю в начальном профессиональном звене возросла более чем в два раза, с 19 процентов до 43 процентов. Это правильная тенденция. Это очень важно для нашего рынка труда, нашей экономики. В целом это общемировой тренд. 

В рамках модернизации профессионального образования на паритетных началах с работодателями с 2011 года 22 профессиональных учебных заведения получили государственную поддержку в объеме 350 миллионов рублей из бюджета республики и почти полмиллиарда рублей со стороны работодателей в виде оборудования, производственных площадей, оказания услуг. Как вы знаете, сегодня мы целенаправленно работаем над повышением технологической оснащенности рабочих мест. К 2020 году в республике необходимо создать более 600 тысяч современных высокопроизводительных рабочих мест. Без участия ведущих профессиональных учебных заведений эта работа невыполнима. На их базе будут созданы территориально-отраслевые ресурсные центры подготовки кадров для высокотехнологичных производств и многофункциональный центр прикладных квалификаций. 

В конце февраля на республиканской выставке «Образование. Наука. Карьера», прошедшей в новом выставочном комплексе «ВДНХ-Экспо», я посмотрел на экспозиции строительного колледжа, собственноручно испытал современный сварочный аппарат, который безопасен в учебном процессе и не наносит вреда окружающей среде. Такого учебного оборудования, максимально адаптированного к реальному высокотехнологичному производству, должно быть в разы больше. Такие устройства, технологические приспособления должны быть в школах. Мы должны в школе начинать учить детей труду, учить рабочим навыкам. Над этим надо трудиться. Потому что использование только теоретических вариантов обучения мне кажется не совсем верным. У нас в стране много внимания уделяли трудовому воспитанию. Отказываться от этого нельзя. Нужно дальше повышать качество подготовки востребованных специалистов – модернизировать учебно-производственную базу образовательных учреждений, создавать многофункциональные центры прикладных квалификаций, активнее внедрять электронные образовательные ресурсы. 

Сейчас мы видим, какие процессы идут в стране и в мире. Есть определенная реакция западного сообщества на то, что мы использовали совершенно новые подходы при поддержке жителей Крыма. Вполне возможно, что на нас будет осуществляться определенное экономическое давление. Мы этого не боимся. Мы – сильная и мощная страна. А это давление может в какой-то мере оказать соответствующее воздействие на развитие нашей промышленности, нашего производства, заставит бизнес более целеустремленно заниматься импортозамещением, создавать свою продукцию и потреблять её внутри нашей страны. Хватит бесконечно уповать на импорт. Хватит говорить только об импортных товарах. Мы можем и должны производить свою импортозамещающую продукцию. Вот для этого нужны специалисты, рабочие руки. Нужны грамотные выпускники вузов, техникумов, колледжей, школ. И этой работой должны заниматься мы. Других людей нет. У нас в республике эту работу должны сделать мы – все присутствующие здесь в зале. Я вас прошу не просто абстрактно следить за тем, что происходит у нас в стране: читать газеты, материалы интернета, смотреть телевизор, а думать о том, как мы вместе будем выходить из этой ситуации. Как мы вместе будем помогать стране наращивать объемы промышленного производства, как мы вместе будем готовить специалистов. 

Мы должны думать о том, как помочь жителям Крыма. В том числе и в части педагогической работы: оказания помощи и поддержки учебным заведениям Крыма, Симферополя, Севастополя, других населенных пунктов. После прохождения формальных, официальных процедур сегодня это уже территория Российской Федерации. Мы должны подумать и о том, как создавать новые базы, пансионаты для отдыха наших детей. Вопросов очень много. Ответов на них пока, может быть, недостаточно. Но еще раз прошу вас – думающих, инициативных, креативных людей находить ответы на вопросы, которые сегодня стоят перед нами, перед нашим обществом. Нам нужно делать все, чтобы наша страна активно развивалась. Чтобы она не ощущала давления других стран, чтобы не ощущала проблем, может быть, в связи с вводимыми экономическими санкциями. Еще раз говорю, не надо этого бояться. Это надо использовать как возможность для развития экономики нашего государства. 

Уважаемые друзья! 

Подводя итог своему выступлению, я хочу поблагодарить всех работников системы образования Республики Башкортостан за ту работу, которую вы проводите. У нас много нерешенных задач. Есть проблемы, есть за что критиковать, порой есть за что и снимать с работы. У нас есть такие отдельные деятели. Но в целом система работает надежно. Она устойчива, она формировалась в течение многих-многих лет. У нас в системе образования работают ответственные, надежные люди, патриоты страны, люди, которые понимают и знают, что делают. Они отвечают за результаты своей деятельности. Поэтому я хочу сказать вам спасибо, поблагодарить вас за эту деятельность. Надеюсь на то, что наша совместная работа будет еще более успешной, динамичной, с пониманием того, в какое время мы живем и какая ответственность на нас на всех лежит.  

От вашего профессионализма зависит очень многое, от вашей работы зависит почти все в нашей республике. Я вас очень прошу быть ответственными, серьезными в своей деятельности, поддерживать те начинания, которые сегодня Правительство республики старается внедрить в нашу с вами жизнь. 

Вместе мы сможем сделать очень многое. Если мы будем разрознены – у нас ничего не получится. Нам нужна консолидация общества, нужны идеи, которые нас объединяют, совместная деятельность. Конфликтность разного рода, противоречия разрушают общество. Это должно быть понятно, это очевидно всем. Я еще раз вас всех призываю к совместной работе, благородной и направленной на воспитание наших людей, нашего общества, нашего подрастающего поколения. 




Справочно:  

Система образования Республики Башкортостан – одна из крупнейших в Российской Федерации, в которой обучаются и воспитываются свыше 857,9 тыс. детей, работают более 152,5 тыс. педагогических работников и обслуживающего персонала. В республике функционируют 1630 самостоятельных дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО), 1502 общеобразовательных организаций, 5 негосударственных общеобразовательных организаций, 227 организаций дополнительного образования детей, 150 профессиональных образовательных организаций, 10 государственных организаций высшего образования, 15 филиалов государственных организаций высшего образования, 24 детских дома, 37 государственных бюджетных специальных (коррекционных) школ-интернатов, школ, начальных школ-детских садов восьми видов для обучающихся с разными нарушениями развития. 

В республике реализуются государственная программа «Развитие образования в Республике Башкортостан», Комплексная программа модернизации системы профессионального образования республики, республиканские целевые программы «Сохранение, развитие и изучение государственных языков и языков народов республики» и «Доступная среда» и др.  

С 2008 по 2013 годы в дошкольных образовательных организациях введены 44 870 мест, из них в 2013 году – 15 050 мест (на 658 мест больше, чем в 2012 году), в том числе 6 927 мест за счет внедрения альтернативных форм дошкольного образования. 

Развивается сеть частных организаций, оказывающих услуги по дошкольному образованию (13) и по уходу и присмотру за детьми (114). Очередность на получение места в ДОО среди детей в возрасте от 3 до 7 лет сократилась с 29008 в 2012 г. до 14081 в 2013 г. Осуществлен запуск в эксплуатацию первого этапа Единой республиканской очереди в ДОО в электронном виде, все отделы образованием районов и городов подключены к системе.  

Завершилась реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования, на который в целом было направлено 4 767,5 млн. руб., в 2013 году – 1 726,6 млн. руб. 

В 2013 году проведено 20 крупных аукционов на общую сумму 790,0 млн. рублей. Экономия бюджетных средств составила 92,7 млн. рублей, что позволило дополнительно приобрести 40 автобусов, 16 кабинетов информатики, 191 кабинет физики, химии и биологии, истории, русского языка и литературы, математики. 

В 2013 году в результате оптимизационных мероприятий, направленных на повышение качества, доступности и эффективности услуг образовательных организаций, количество школ сократилось по сравнению с 2012 годам на 95. 

Сформирована система профильного обучения на III ступени общего образования – в 529 общеобразовательных организациях организовано обучение по 13 профилям.  

Согласно рейтингу общеобразовательных организаций Российской Федерации восемь школ республики вошли в номинацию «Лидеры в образовании» (Топ – 500). Кроме того, семь школ вошли в номинацию «Передовые сельские школы» (Топ – 54), их доля составила 12,9%, что является лучшим показателем среди субъектов России. 

В 2013 году 27 школьников из республики стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. 134 представителя молодежи награждены премиями Президента РФ, 100 одаренных учащихся являются стипендиатами Президента РБ. 

В 2013 году 36 лучших учителей республики получили денежное поощрение по 200 тыс. рублей.  

Разработана Концепция системы электронного образования в образовательных организациях Республики Башкортостан. Проведен первый республиканский форум «Электронная школа», по итогам работы которого определены 20 лучших электронных школ, призванных стать «точками роста» в данной сфере. На базе Института развития образования республики открыт центр электронного образования, который занимается методикой преподавания, внедрения электронного образования, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации учителей, дистанционным образованием. 

Средняя заработная плата педагогических работников организаций общего образования составила 23 892,2 рублей при уровне средней заработной платы по республике – 22 440,2 рублей; дошкольного образования – 19 380,4 рублей; дополнительного образования детей – 18 163,3 рублей; преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования – 20 649,8 рублей. 

За период 2011-2013 годы объем неэффективных расходов в общем образовании при одновременном росте заработной платы педагогических работников сократился более чем в 2 раза по сравнению с 2011 годом и составил 2 506,5 млн. рублей (в 2011 году – 5 181,4 млн. рублей). 

Произошло увеличение контрольных цифр приема по медицинским и техническим направлениям, сокращение – по направлению подготовки экономика и управление, по образованию и педагогике.  

С каждым годом увеличивается приток иностранных студентов в вузы республики. В прошлом учебном году их численность составила более 1200 человек. 

Согласно мониторингу деятельности вузов, проведенному в этом году Минобрнауки РФ, наиболее высоки значения показателя «Образовательная деятельность» у УГАИ им.З.Исмагилова, УГНТУ, БГМУ, БГУ.  

Количество многоуровневых многопрофильных учреждений профессионального образования за последние три года возросло с 15 до 32. 

В 2013 году по итогам Конкурсного отбора региональных программ развития профессионального образования, проводимого Министерством образования и науки РФ, Комплексная программа модернизации системы профессионального образования РБ, была признана одной из лучших среди 53 заявок от субъектов РФ. Размер субсидии, предоставляемой в 2014 году из федерального бюджета бюджету РБ на модернизацию системы профессионального образования, составил 43,5 млн. рублей. По размеру субсидии из федерального бюджета республика заняла 3-е место среди субъектов России. 

Доля приема на обучение по техническому профилю с 2011 года в учреждениях НПО выросла с 19,2% до 43%; в учреждениях СПО с 56,4% до 65,4%. 

Республике выделена самая большая квота в стране на получение  стипендий Правительства России для обучающихся по программам профессионального образования, соответствующим приоритетным направлениям модернизации экономики РФ (335 стипендий). 

В процессе оптимизации сети учреждений созданы 32 многоуровневых многопрофильных учреждения профессионального образования, в том числе в 2013 году реорганизованы 16 подведомственных учреждений профессионального образования. 

За последние пять лет уровень преступности несовершеннолетних снизился более чем в 2 раза, чему способствовала реализация комплекса мер в системе общего образования. На базе учреждений дополнительного образования детей республики на сегодняшний день на бесплатной основе реализуют свои творческие способности 76,7% детей (по РФ – 56 %). В период оздоровительной кампании 2013 года различными формами организованного досуга ежегодно охвачены 96,6 % школьников (по РФ – 60,4%). 

68,5% учащихся обучаются на родном языке или изучают свой родной язык как предмет, 82,3% – изучают башкирский язык как государственный. 
В 2011-2013 годах в рамках реализации государственной федеральной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы 57 базовым образовательным организациям, обеспечивающим совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, направлены средства на создание условий детей-инвалидов в размере по 2 млн. 200 тыс. на каждую организацию. 

В республике насчитывается один из самых больших показателей по устройству детей-сирот в семьи – 89% (по ПФО – 85,6%, по РФ – 79,8).  

На обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены 692,6 млн. рублей, жилыми помещениями обеспечены 704 сироты.  

Основные мероприятия Министерства образования Республики Башкортостан, запланированные на 2014 год, направлены на реализацию государственной программы «Развитие образования в Республике Башкортостан».